|
||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||
А я гляжу без устали в вагонное окноПутешествие по железной дороге У мамы – юбилей, и сговорившись предварительно с сестрами, собрав сумку с деликатесами, бросив все дела, я еду на торжество в родные края, к маме. Поезд «Москва – Серов» ходит все под теми же номерами, с того же Ярославского вокзала и даже время отправления и прибытия практически не меняется. Ехать двое суток, потом надо пересесть еще на один поезд «Серов – Североуральск» и …дальше железной дороги уже нет. Здесь, на Приполярном Урале рельсы кончаются, тупик. Вот в этом тупике, в Североуральске и стоит мой родной дом. Последний раз этой дорогой ехала я зимой. И помню восхитительную картину: сразу, как только выезжаешь из слякотной хмурой столицы, обнаруживаешь сказочную красоту белых снегов. Полчаса как едем, еще тянутся какие-то склады, но уже легли на весь окрестный мир пышные, словно осевшие облака, снега. Через пустыри и белые поля кое-где пробиты пешеходные стежки, с крыш маленьких домиков сползают языками избыточно тяжкие глыбы снега. Неожиданно веселое зрелище – огороды, обозначенные собственниками исключительно бесплатной изгородью из подручного материала. Это не по-немецки аккуратно вычерченные квадраты за штакетником или решетками. Конфигурация русских диких огородов диктуется исключительно рельефом местности, они самых замысловатых очертаний и огорожены палками, сучьями, жердями, горизонтально и вертикально, каждый со своей смекалкой – и безнадегой. Словно сама природа из земли произрастает эта изгородь, диковинно, функционально, нелепо… Но на белом снегу вся эта графика русского огорода по горкам и просекам смотрится изумительно. Авангардная инсталляция! Однако то было зимой, а сейчас за окном июнь. По пригоркам и опушкам цветет бледно-розовый шиповник, синяя лесная герань, желтые купавы. Проезжаем Владимир, скоро Ковров. Вдоль всей дороги сидят мужики в оранжевых жилетках, пасмурные и неподвижные, с темными лицами, загадочные как сфинксы. А на станциях осаждают поезд бабы с дорожным товаром: вареной картошкой, жареными курами, беляшами и рыбой. Довольно быстро они убеждаются, что пассажир к их товару относится настороженно, предпочитая свои запасы. Однако кто-то и достает из кармана деньги, быстро завершается расчет, и вот уже усталые торговки опять сгрудились и обмениваются своими переживаниями. Тетка в белом платке жалуется товарке на мужа: «Хоть берут, хоть не берут, а он все кричит «Иди на перрон!» Я осторожно встреваю: «А если не берут – куда ты эти беляши?» Она, нисколько не возмущаясь, отвечает: «Да куда ж милая еще, сами съедим, робяты даже ждут меня с этим. Да ты бери, не сумлевайся, я чистая хозяйка». Беру, и правда вкусно. За окнами темнеет. Пассажиры уже притерлись друг к другу, завязываются разговоры. Пожилой дядька начальственного вида листает книжку железнодорожных карт, маршрут сверяет! Я смеюсь, а он наставительно и необидчиво объясняет: «После того, как Союз распался, многое поменялось. Я сам бывший железнодорожник, вишь, это у меня старый сборник. Тем летом ехал в Сочи – все изменилось, я с проводником даже поругался. Чего, говорю, в объезд везешь?! А он тоже сердится, объясняет, что раньше через Украину напрямки ездили, а сейчас в объезд едем, чтобы без ихних досмотров. Держа-а-ва, понимаешь ли! Прибил бы я этого Ельцина». Примерно так заканчиваются все разговоры о политике. Но больше бесед личного характера. Молодежь с верхних полок уже ушла в тамбур, покурить, сойтись поближе. Ехать-то не один день, может, дружба сложится. В соседнем купе молодежь гомонит всю дорогу. Прислушалась: они обсуждают свой туристический маршрут в заповедник Денежкин Камень, значит, будут шуметь рядом до самого Североуральска. Знаю я этот заповедник, туда действительно едут не только со всей России, но и из-за рубежа. Долгий этот маршрут через Нижний Новгород, Пермь, Чусовскую дарит нам радость знакомства с огромными красивыми реками. По гудящим железным мостам мы пересекаем реку Белую, Каму, Чусовую, Волгу. Корабли, баржи, катера, а на этот раз наблюдали перегон плотов по Каме. И в прибрежных заводях малых притоков, речек и речушек с удовольствием наблюдаем за рыбаками, отдыхающими, смеемся над посиневшими от купания пацанами, которым июнь – уже летний месяц. В Кирове садится чудная компания: старик-мастер и при нем два «фэзэушника». Их подсадил, сжалившись над безбилетниками, проводник. Они смиренно толкутся в проходе, прижимаясь к окнам, изображая вид сугубо деловой. Парнишки все время пытают Семеныча: скоро ли станция назначения? Им для фермы какая то военная часть обещала нужную для трактора железку, после разведки, проведенной стариком, они за нею и катят. «Как грузить будем, где там жить, есть ли у них рыбалка?» Дед высовывает в окно кудлатую белую башку, долго торчит в проход одними потертыми портками и, наконец, возвращаясь к своим лопушкам, серьезно сообщает: «Нет, видать, еще не скоро, там трубы должны быть фабричного образца». Мать честная, приметливый пассажир, ему и карт не требуется! К обеду они вышли, труб я так и не видела, может, прозевала, пока сидела в ресторане? Музыкой для меня на этом маршруте звучат даже названия станций: Ковров, Ветлужская, Урень, Шахунья, Котельнич, Зуевка, Балезино, Верещагино, Калино, Скальный, Пашия, Лаки, Теплая гора, Кушва, Верхняя Выя, Новая Ляля, Лобва, Дровяное, Серов. А потом - Краснотурьинск, Волчанка, Козий, Бокситы… Хотя и во время других своих путешествий эту дорожную топонимику я просто обожаю. В Перми было очень сыро. Лес – промокший до стволов, листву вывернуло дождями изнанкой, висит, как не отжатое белье, даже елки обвисли. Крыши, заборы, сараи – все мокрое дочерна. Так в чудных дорожных зарисовках пролетают двое суток. Ночью, пока мы спали, поезд заблудился: вместо станции назначения оказались мы в Алапаевске. Большие реки в своих берегах хоть и взбухали, но никуда не увиливали, а мелкая стервоза Каква взбесилась и вышла из берегов. Затопила пути, вокзал в Серове и поезд вынужденно изменил маршрут. Пассажиры вместе с проводниками высыпали на откос. Кто-то рвал одуванчики, кто-то плакал. У одной старушки портилась колбаса, которую она везла сестре на праздник. Возбужденные тетки, напористо возвысив голоса, обсуждали, возвращаться ли в Москву или ехать в обход. Словно у них был выбор, а машинист только и ждал их приговора! Поезд в задумчивости простоял час, локомотив перецепили, и он потащил нас в обратную сторону. Так он кружил в задумчивости от станции к станции, по полчаса пережидая встречные составы, грузовые и пассажирские. В титане кончился кипяток, но нам по-товарищески давали чай в соседнем вагоне. Пассажиры азартно делились припасами и ели с удвоенным аппетитом. Станция Урай, 17 км до Серова. Стоим три часа. Потом медленно трогаемся и дальше плывем практически по воде. На самом деле рельсы идут по некоторому возвышению, а вокруг справа и слева все залито водой. Плывем с протяжными паровозными гудками, ну прямо как на пароходе! Из встречного поезда пассажиры нам рассказали, что ввиду большой жары на Северном Урале, на том самом Денежкином Камне, таяли снега и ледники, и все реки и речушки разбухли, под Серовом размыло плотины и прорвало водохранилище. Залило частные дома и дачный поселок. Еле успели эвакуировать детей из лагеря! Старожилы такого с 57-го года не помнят! Наконец доползли до Серова. Пересели на поезд Серов – Североуральск и, не отлипая от окон, все смотрели, где залиты луга, где взбухли до мостов реки. На подходе к станции Бокситы наш Вагран ревел, как дикий Терек, я его таким точно не видела никогда! Ну, слава Богу, вот уже и наша церковь, словно белая лебедь на высоком берегу Колонги виднеется. В этом месте у меня всегда сердце сжимается и слеза вскипает. Почти уже дома, замелькали картины, памятные с детства: огромное водохранилище, сосны, улица Павла Баянова, вокзал. Вон и мама стоит, беспокойно всматривается в окна плывущего поезда. Сколько же раз она выходила его, беспутного, заблудившегося, встречать…
Полезная информация ОАО «Российские железные дороги» входит в тройку крупнейших государственных компаний страны. Железные дороги России, которым в 2007 году исполнилось 170 лет, одна из самых крупных транспортных систем мира – их протяженность превышает 85 тысяч км. Сейчас ОАО «РЖД» перевозит в год свыше 1,3 млрд. пассажиров и 1,3 млрд. тонн грузов – это 39 процентов грузооборота и свыше 41 процента пассажирских перевозок. Чистая прибыль компании в 2007 году составила около 78,7 млрд. рублей. На всех маршрутах, в том числе и Москва-Серов, появились фирменные поезда, вагоны повышенной комфортабельности. Есть и свой Восточный экспресс идущий из Москвы в Пекин. Дорогое и незабываемое путешествие! Говорят, там один день путешествия стоит 100 долларов. В этом году завершается уникальный совместный проект ОАО «Российские железные дороги» и известного фотографа Антона Ланге. Идея проекта заключается в представлении современного образа России, увиденной через фотообъектив путешественника из окна вагона. С ноября 2006 г. по апрель 2008 г. компанией «Российские железные дороги» были организованы специальные экспедиции Антона Ланге и творческой группы проекта на Южный Урал, озеро Байкал, по Черноморскому побережью и Северо-Западу России, в Сибирь, на Дальний Восток и остров Сахалин, по Золотому кольцу и Центральной полосе России. В Выставочном зале «Новый Манеж» я видела его фотографии и вспоминала свои путешествия. Любопытно, что в 1909-1914 годах выдающийся русский фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский предпринял серию экспедиций с целью «во всей возможной полноте запечатлеть облик Российской империи». Результатом стали сотни уникальных цветных фотографий, сохранивших облик дореволюционной России. Именно этот исторический факт вдохновил Антона Ланге и руководство ОАО «РЖД» на продолжение проекта. «Многообразие в единстве – вот один из лейтмотивов проекта «Россия из окна поезда», - говорит президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. - Мы живем в огромной, поражающей воображение своей масштабностью стране. Вспомнить об этом, увидеть ее неповторимый облик глазами Антона Ланге и глазами пассажира российских железных дорог – такую замечательную возможность дарит нам эта фотовыставка». «Каждый из нас, живущих в России, видит в течение своей жизни лишь ничтожно малую ее часть, – говорит Антон Ланге. – Мы мало знаем свою страну и просто не осознаем всего величия России. Путешествие с фотокамерой по железным дорогам России оказалось одним из самых значимых и интересных проектов в моей профессиональной жизни». Такое путешествие может совершить и каждый из нас!
Также, искать в интернет:
|
|
||
|
||
| О нас | Связаться с нами | Добавить сайт/фирму | Copyright © 2006-2009 «Лаборатория Путешествий» |