Путешествие по железной дороге санатории Урала Урал отдых Европа-Азия полярный Урал отдых на Урале горнолыжный урал Североуральск горный Урал отдых в России - Северный Урал
  Лаборатория Путешествий
 


ПОИСК В ИНТЕРНЕТ: ТУРИЗМ, ОТДЫХ И ПУТЕШЕСТВИЯ

Россия     Китай     Море     Экскурсии     Парки/зоопарки     Шоппинг  


Rambler's Top100
 

А я гляжу без устали в вагонное окно

Путешествие по железной дороге

Путешествие по железной дорогепассажиры поездовУ мамы – юбилей, и сговорившись предварительно с сестрами, собрав сумку с деликатесами, бросив все дела, я еду на торжество в родные края, к маме. Поезд «Москва – Серов» ходит все под теми же номерами, с того же Ярославского вокзала и даже время отправления и прибытия практически не меняется. Ехать двое суток, потом надо пересесть еще на один поезд «Серов – Североуральск» и …дальше железной дороги уже нет. Здесь, на Приполярном Урале рельсы кончаются, тупик. Вот в этом тупике, в Североуральске и стоит мой родной дом.

Последний раз этой дорогой ехала я зимой. И помню восхитительную картину: сразу, как только выезжаешь из слякотной хмурой столицы, обнаруживаешь сказочную красоту белых снегов. Полчаса как едем, еще тянутся какие-то склады, но уже легли на весь окрестный мир пышные, словно осевшие облака, снега. Через пустыри и белые поля кое-где пробиты пешеходные стежки, с крыш маленьких домиков сползают языками избыточно тяжкие глыбы снега. Неожиданно веселое зрелище – огороды, обозначенные собственниками исключительно бесплатной изгородью из подручного материала. Это не по-немецки аккуратно вычерченные квадраты за штакетником или решетками. Конфигурация русских диких огородов диктуется исключительно рельефом местности, они самых замысловатых очертаний и огорожены палками, сучьями, жердями, горизонтально и вертикально, каждый со своей смекалкой – и безнадегой. Словно сама природа из земли произрастает эта изгородь, диковинно, функционально, нелепо… Но на белом снегу вся эта графика русского огорода по горкам и просекам смотрится изумительно. Авангардная инсталляция!

Путешествие по железной дороге: из окна вагонаОднако то было зимой, а сейчас за окном июнь. По пригоркам и опушкам цветет бледно-розовый шиповник, синяя лесная герань, желтые купавы. Проезжаем Владимир, скоро Ковров. Вдоль всей дороги сидят мужики в оранжевых жилетках, пасмурные и неподвижные, с темными лицами, загадочные как сфинксы. А на станциях осаждают поезд бабы с дорожным товаром: вареной картошкой, жареными курами, беляшами и рыбой. Довольно быстро они убеждаются, что пассажир к их товару относится настороженно, предпочитая свои запасы. Однако кто-то и достает из кармана деньги, быстро завершается расчет, и вот уже усталые торговки опять сгрудились и обмениваются своими переживаниями. Тетка в белом платке жалуется товарке на мужа: «Хоть берут, хоть не берут, а он все кричит «Иди на перрон!» Я осторожно встреваю: «А если не берут – куда ты эти беляши?» Она, нисколько не возмущаясь, отвечает: «Да куда ж милая еще, сами съедим, робяты даже ждут меня с этим. Да ты бери, не сумлевайся, я чистая хозяйка». Беру, и правда вкусно.

Путешествие по железной дороге: из окна вагонаЗа окнами темнеет. Пассажиры уже притерлись друг к другу, завязываются разговоры. Пожилой дядька начальственного вида листает книжку железнодорожных карт, маршрут сверяет! Я смеюсь, а он наставительно и необидчиво объясняет: «После того, как Союз распался, многое поменялось. Я сам бывший железнодорожник, вишь, это у меня старый сборник. Тем летом ехал в Сочи – все изменилось, я с проводником даже поругался. Чего, говорю, в объезд везешь?! А он тоже сердится, объясняет, что раньше через Украину напрямки ездили, а сейчас в объезд едем, чтобы без ихних досмотров. Держа-а-ва, понимаешь ли! Прибил бы я этого Ельцина».

Примерно так заканчиваются все разговоры о политике. Но больше бесед личного характера. Молодежь с верхних полок уже ушла в тамбур, покурить, сойтись поближе. Ехать-то не один день, может, дружба сложится. В соседнем купе молодежь гомонит всю дорогу. Прислушалась: они обсуждают свой туристический маршрут в заповедник Денежкин Камень, значит, будут шуметь рядом до самого Североуральска. Знаю я этот заповедник, туда действительно едут не только со всей России, но и из-за рубежа.

Долгий этот маршрут через Нижний Новгород, Пермь, Чусовскую дарит нам радость знакомства с огромными красивыми реками. По гудящим железным мостам мы пересекаем реку Белую, Каму, Чусовую, Волгу. Корабли, баржи, катера, а на этот раз наблюдали перегон плотов по Каме. И в прибрежных заводях малых притоков, речек и речушек с удовольствием наблюдаем за рыбаками, отдыхающими, смеемся над посиневшими от купания пацанами, которым июнь – уже летний месяц.

Североуральск: гора Кумба и ЗолотойВ Кирове садится чудная компания: старик-мастер и при нем два «фэзэушника». Их подсадил, сжалившись над безбилетниками, проводник. Они смиренно толкутся в проходе, прижимаясь к окнам, изображая вид сугубо деловой. Парнишки все время пытают Семеныча: скоро ли станция назначения? Им для фермы какая то военная часть обещала нужную для трактора железку, после разведки, проведенной стариком, они за нею и катят. «Как грузить будем, где там жить, есть ли у них рыбалка?» Дед высовывает в окно кудлатую белую башку, долго торчит в проход одними потертыми портками и, наконец, возвращаясь к своим лопушкам, серьезно сообщает: «Нет, видать, еще не скоро, там трубы должны быть фабричного образца». Мать честная, приметливый пассажир, ему и карт не требуется! К обеду они вышли, труб я так и не видела, может, прозевала, пока сидела в ресторане?

Музыкой для меня на этом маршруте звучат даже названия станций: Ковров, Ветлужская, Урень, Шахунья, Котельнич, Зуевка, Балезино, Верещагино, Калино, Скальный, Пашия, Лаки, Теплая гора, Кушва, Верхняя Выя, Новая Ляля, Лобва, Дровяное, Серов. А потом - Краснотурьинск, Волчанка, Козий, Бокситы… Хотя и во время других своих путешествий эту дорожную топонимику я просто обожаю.

В Перми было очень сыро. Лес – промокший до стволов, листву вывернуло дождями изнанкой, висит, как не отжатое белье, даже елки обвисли. Крыши, заборы, сараи – все мокрое дочерна. Так в чудных дорожных зарисовках пролетают двое суток.

Путешествие: железнодорожный мостНочью, пока мы спали, поезд заблудился: вместо станции назначения оказались мы в Алапаевске. Большие реки в своих берегах хоть и взбухали, но никуда не увиливали, а мелкая стервоза Каква взбесилась и вышла из берегов. Затопила пути, вокзал в Серове и поезд вынужденно изменил маршрут. Пассажиры вместе с проводниками высыпали на откос. Кто-то рвал одуванчики, кто-то плакал. У одной старушки портилась колбаса, которую она везла сестре на праздник. Возбужденные тетки, напористо возвысив голоса, обсуждали, возвращаться ли в Москву или ехать в обход. Словно у них был выбор, а машинист только и ждал их приговора!

Поезд в задумчивости простоял час, локомотив перецепили, и он потащил нас в обратную сторону. Так он кружил в задумчивости от станции к станции, по полчаса пережидая встречные составы, грузовые и пассажирские. В титане кончился кипяток, но нам по-товарищески давали чай в соседнем вагоне. Пассажиры азартно делились припасами и ели с удвоенным аппетитом. Станция Урай, 17 км до Серова. Стоим три часа. Потом медленно трогаемся и дальше плывем практически по воде. На самом деле рельсы идут по некоторому возвышению, а вокруг справа и слева все залито водой. Плывем с протяжными паровозными гудками, ну прямо как на пароходе!

наша церковь, словно белая лебедь на высоком берегу КолонгиИз встречного поезда пассажиры нам рассказали, что ввиду большой жары на Северном Урале, на том самом Денежкином Камне, таяли снега и ледники, и все реки и речушки разбухли, под Серовом размыло плотины и прорвало водохранилище. Залило частные дома и дачный поселок. Еле успели эвакуировать детей из лагеря!

Старожилы такого с 57-го года не помнят! Наконец доползли до Серова.

Пересели на поезд Серов – Североуральск и, не отлипая от окон, все смотрели, где залиты луга, где взбухли до мостов реки. На подходе к станции Бокситы наш Вагран ревел, как дикий Терек, я его таким точно не видела никогда!

Ну, слава Богу, вот уже и наша церковь, словно белая лебедь на высоком берегу Колонги виднеется. В этом месте у меня всегда сердце сжимается и слеза вскипает. Почти уже дома, замелькали картины, памятные с детства: огромное водохранилище, сосны, улица Павла Баянова, вокзал. Вон и мама стоит, беспокойно всматривается в окна плывущего поезда. Сколько же раз она выходила его, беспутного, заблудившегося, встречать…


Людмила ПЕРЦЕВАЯ

Фото автора


Полезная информация

ОАО «Российские железные дороги» входит в тройку крупнейших государственных компаний страны. Железные дороги России, которым в 2007 году исполнилось 170 лет, одна из самых крупных транспортных систем мира – их протяженность превышает 85 тысяч км. Сейчас ОАО «РЖД» перевозит в год свыше 1,3 млрд. пассажиров и 1,3 млрд. тонн грузов – это 39 процентов грузооборота и свыше 41 процента пассажирских перевозок. Чистая прибыль компании в 2007 году составила около 78,7 млрд. рублей. На всех маршрутах, в том числе и Москва-Серов, появились фирменные поезда, вагоны повышенной комфортабельности. Есть и свой Восточный экспресс идущий из Москвы в Пекин. Дорогое и незабываемое путешествие! Говорят, там один день путешествия стоит 100 долларов.

В этом году завершается уникальный совместный проект ОАО «Российские железные дороги» и известного фотографа Антона Ланге. Идея проекта заключается в представлении современного образа России, увиденной через фотообъектив путешественника из окна вагона.

С ноября 2006 г. по апрель 2008 г. компанией «Российские железные дороги» были организованы специальные экспедиции Антона Ланге и творческой группы проекта на Южный Урал, озеро Байкал, по Черноморскому побережью и Северо-Западу России, в Сибирь, на Дальний Восток и остров Сахалин, по Золотому кольцу и Центральной полосе России. В Выставочном зале «Новый Манеж» я видела его фотографии и вспоминала свои путешествия.

Любопытно, что в 1909-1914 годах выдающийся русский фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский предпринял серию экспедиций с целью «во всей возможной полноте запечатлеть облик Российской империи». Результатом стали сотни уникальных цветных фотографий, сохранивших облик дореволюционной России. Именно этот исторический факт вдохновил Антона Ланге и руководство ОАО «РЖД» на продолжение проекта.

«Многообразие в единстве – вот один из лейтмотивов проекта «Россия из окна поезда», - говорит президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. - Мы живем в огромной, поражающей воображение своей масштабностью стране. Вспомнить об этом, увидеть ее неповторимый облик глазами Антона Ланге и глазами пассажира российских железных дорог – такую замечательную возможность дарит нам эта фотовыставка».

«Каждый из нас, живущих в России, видит в течение своей жизни лишь ничтожно малую ее часть, – говорит Антон Ланге. – Мы мало знаем свою страну и просто не осознаем всего величия России. Путешествие с фотокамерой по железным дорогам России оказалось одним из самых значимых и интересных проектов в моей профессиональной жизни».

Такое путешествие может совершить и каждый из нас!




Также, искать в интернет:









| О нас | Связаться с нами | Добавить сайт/фирму |
Copyright © 2006-2009 «Лаборатория Путешествий»