|
||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||
Санкт-Петербург: на берега НевыМосквичи хорошо меня поймут: гостей со всех волостей у меня за последние годы перебывало множество. География – умопомрачительная, приезжают тетушки из Ирбита, старинного сибирского городка, залетает на недельку двоюродный брат из Великобритании, остановился на три дня родственник из Чили, в командировку прилетели друзья из Челябинска, на праздники ждем племянницу из Нижнего Новгорода… Гости мои, как и положено по доброй традиции, везут подарки, неописуемые домашние соления, сувениры, мы вместе лепим по вечерам пельмени или делаем большой рыбный пирог, выпиваем и долго разговариваем о родных и близких, о житье-бытье там, откуда они прибыли, обсуждаем, куда в первую очередь им сходить в Москве, в какой театр, музей или парк. А потом я навьючиваю им в подарок знаменитые московские конфеты, какие-то расписные тарелки, салфетки, акварели. Хлопотно? Ну конечно! Но как интересно, душевно, по-людски… И меня ведь к себе в гости зовут. Помнится, даже в советское время существовала дружба по переписке, которая укреплялась взаимными визитами с севера на юг, из Екатеринбурга – в Бургас, из Москвы – в Варшаву. Сейчас такие контакты, благодаря Интернету и электронной почте развиваются особенно широко. Дочь моей школьной подруги из Санкт-Петербурга не первый год ездит на лето во Флоренцию к своей теперь уже закадычной подружке, принимает, разумеется, и ее у себя в Питере. Кстати, и ко мне в Москву они обе наезжают запросто. Разумеется, и я, стараясь не злоупотреблять терпением хозяев, люблю погостить у них. Вот и недавно созвонились с подружкой – и на выходные я опять лечу в Питер. Отдых в Санкт-Петербурге На самом деле удобнее не лететь, а добираться «Красной стрелой» - ночь в уютно покачивающемся вагоне и утром выходишь на перрон Московского вокзала в Санкт-Петербурге. Подружка моя хорошо знает, что меня интересует на берегах Невы прежде всего, и за утренним кофе обстоятельно рассказывает все культурные новости: где и какие открыты выставки, в каких театрах произошли самые громкие интересные постановки. Вместе радуемся, что в отремонтированном здании Зингера на Невском проспекте опять открылся наш любимый книжный магазин. Намекает, что не прочь побродить со мной и по бутикам. И уговаривает обязательно съездить на Ломоносовский фарфоровый завод. Естественно, начинаем с выхода на Невский проспект, там и театральная касса, и прелестные ресторанчики, и Елисеевский магазин с гастрономическими изысками, и кондитерская «Север», в которой мы обожаем покупать свежайшие пирожные к вечернему чаю. В счастливой праздности и предвкушении будущих премьер мы проболтались весь день. Замечу сразу, что приобрести билеты даже на самые громкие постановки Мариинского театра оперы и балета не так сложно, как это было в советские времена. Вопрос цены! Помнится, в студенческие времена в Ленинграде мы по месяцу работали распространителями билетов, чтобы заслужить, к примеру, билет на «Идиота» в постановке Товстоногова в БДТ. Это была целая эпопея! Даже не верится сейчас, что мы их видели живьем: Смоктуновский – князь Мышкин, Лебедев – купец Рогожин, Юрский – в роли Чацкого. Таких артистов сегодня в Питере нет, и уже никогда не будет. Сегодня все рвутся к Гергиеву в Мариинку, и если вам не жаль ста долларов, примерно за неделю можно купить билет практически на любой спектакль, хоть на балет Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан», который здесь крутят с 1934 года, хоть на оперу «Фальстаф» - последнюю премьеру. На следующий день с утра отправляюсь в Эрмитаж. Я уже знаю, что в этот раз не просто пройдусь анфиладой самых роскошных дворцовых покоев, но и обязательно пойду к Рембрандту. В Москве в музее изобразительных искусств им. Пушкина последняя выставка Рембрандта, его учителей и учеников меня сильно разочаровала. Эрмитаж обладает роскошным собранием этого мастера, да и вообще коллекция голландцев здесь обширна, как ни в одной мировой сокровищнице. В увлечении провела возле них часа три. Пришлось сделать небольшой перерыв с заходом в интернет-кафе. И снова в путь по дворцовым коридорам, залам, лестницам. Все-таки интерьеры здесь просто потрясающие, лично меня это очень отвлекает от общения с полотнами мастеров. Привлекла внимание и надолго задержала меня еще одна редкостная выставка: собрание картин известного ученого и коллекционера П.П. Семенова-Тянь-Шанского. День клонится к вечеру, а я никак не могу оторваться от созерцания редкостных творений в этой изумительной кладовой. На Невском уже зажгли фонари, когда я наконец вышла из дворца. Холодный ветер с Невы, моросящий дождь скоро загнали меня в уютное кафе, где подают отличный глинтвейн. Не скоро меня сегодня дождется подружка! На следующий день мы с нею идем гулять по паркам, уж очень хорошее выдалось утро. Гуляли, болтали, накупили книг, посидели в известной кондитерской и сумели-таки угодить в метро в самый час пик! Домой пришли просто без ног, но ведь не в гостиницу – ДОМОЙ! Нас уже ждал прекрасный ужин с вином, и сразу после душа началось дружеское застолье, с которым не сравнится никакая самая модная тусовка. Вообще в этот раз мне с поездкой в Питер очень повезло: еще работала выставка самого интересного, на мой взгляд, художника из первых величин русского авангарда - Павла Филонова «Очевидец незримого». Она была открыта в Русском музее к саммиту «большой восьмерки», я застала ее последние дни. По указательной стрелке анфиладой залов прошла в корпус Бенуа, и мне указали на вход за черными портьерами. Вхожу в абсолютно черное пространство без единого светильника и в этой черноте вижу волшебно светящиеся полотна – наивно и многоцветно составленный из дробных кусочков цвета мир Филонова. Признаюсь, до того я имела о нем весьма приблизительное представление. В советское время его практически не выставляли, а запад его не знал, так как гордый патриот Филонов не хотел признания ТАМ: только у себя на любимой родине. Выполняя волю художника, его сестра в 1977 году передала в дар Русскому музею около 300 уникальных, бесценных работ. И вот его час настал. Лучше устроить эту выставку, как это сделали в Русском, по-моему, просто невозможно. Особая благодарность устроителям за каталог-монографию о творчестве Павла Филонова с обильными и очень качественными репродукциями. Прижимая каталог к груди, как редкое сокровище, переполненная впечатлениями, вернулась я в этот день к своим друзьям. Признаюсь, выставку Саврасова, к которому я отношусь с большой симпатией, после Филонова я прошла как-то отстранено. Это как после спектакля, переворачивающего душу, забежать еще и в кино. Неделя тянулась, как череда сплошных праздников: ходили в гости к одноклассникам, потом на именины годовалой малышки, бродили по Васильевскому острову, дважды попали в Мариинку. А последний раз нам особенно повезло: почему-то вечером после спектакля не ходил с Театральной площади ни один автобус. Такси разбирали как горячие пирожки, и мы с подружкой решили пойти по Фонтанке до Невского пешком. В канале плыли отраженные вечерние огни, сказочно подсвеченные здания казались особенно красивыми, а памятники – величественными. Спешить особо было некуда, и прогулка получилась незабываемая. Вот согласитесь, если бы рядом не было человека, хорошо знающего город, влюбленного в него, одна на такую прогулку поздно вечером я вряд ли рискнула. Нет, в гости ездить очень даже стоит. Ну и о самом главном: мы все-таки посвятили целый день знаменитому Ломоносовскому фарфоровому заводу (ЛФЗ). Конечно, мы ходили не вдоль производственных линий, а посетили заводской музей старинного фарфора, галерею современных самых роскошных, можно сказать коллекционных изделий (цены – шестизначные!) и надолго застряли в фирменном магазине Ломоносовского фарфора. Служители музея и галереи редких посетителей обслуживали как личных друзей, рассказывали нам про историю завода, его самых знаменитых художников прошлого и сегодняшних дней, обращали особое внимание на технологические изыски при производстве цветов из бисквита. Боже, как это все было интересно! В фирменном магазине я долго выбирала изумительной формы и росписи маленькие кофейные чашечки для своей коллекции фарфора. Подружка припала к стендам с фарфоровыми зверушками и, тоже не удержавшись, купила сразу пять фигурок. Обе мы вышли с большими коробками в фирменных пакетах и расхохотались: совсем не собирались тратиться, но деньги с собой все же захватили обе. Надо вам сказать, что при заводе есть еще один непрезентабельный магазинчик, в котором, несмотря на это, постоянно толкутся покупатели. Там реализуют посуду с малозаметным браком: чуть съехал узор, немного неровный край, не сошлась на блюдце полоска. А цены процентов на 20-50 уже ниже. Так вот в этом магазине продают еще и чисто белый фарфор: чайники, молочники, блюда… Ой какая, я вам доложу, красота! Думала, на вокзал пойду налегке, но опять набралось столько багажа, словно я сюда приехала за покупками. Да еще друзья с подарками. Вот это самый сложный и тонкий момент в любой поездке в гости. Наши соотечественники в состязании добросердечия могут довести друг друга до истерики. Вот и мы с подружкой чуть не поссорились. «Возьми этого леща, Алексей сам его выловил и закоптил!» Еле-еле столковались, что если уж это ты мне даришь, то я тебе… Ну, и так далее. Тут требуется особый дипломатический дар. Уезжать, право слово, не хотелось. Одно утешало: как подружка ко мне, так и я к ней можем заявиться, когда вздумается. Это ведь не в Рим или Барселону, от одной российской столицы до другой рукой подать, ночь пути. Да и муж подруги пообещал мне: «В следующий раз я тебя повезу на рыбалку на Финский залив, и обязательно сходим в Военно-морской музей. Хватит вам дворцовые паркеты топтать». А что, завлекательно!
Людмила АНТОНОВА
|
|
||
|
||
| О нас | Связаться с нами | Добавить сайт/фирму | Copyright © 2006-2009 «Лаборатория Путешествий» |