|
||||||||||||||||||||||
![]() |
|
|||||||||||||||||||||
Кунгурская ледяная пещера
«В полутора верстах от города Кунгура, вверх по реке Сылве, на правом ее берегу, находится знаменитая Ледяная гора. Она состоит из гипса, и действием воды в ней образовалась огромная пещера, подробно описанная еще академиком Лепехиным, посетившим ее в 1770 году, а в недавнее время исследованная вновь геологом Н.И. Каракашем. Пещера также известна под именем Ледяной, так как внутри ее и при входе лежит никогда не растаивающий лед. Кунгурская ледяная пещера состоит из множества обширных гротов, соединенных между собой коридорами, иногда длинными и просторными, иногда же очень узкими, аршина полтора и менее в вышину и ширину. В одном из них, самом отдаленном, находится озеро, окружностью до 20 сажен с прозрачною водой, местами возвышается горами и кристаллами лед. Многие гроты изобилуют сталактитами. Лепехин видел во многих местах полусгнившие образа и множество крестов. О пещере сохранилось много легенд. На ледяной горе есть следы древнего чудского городища. Оно состоит из валов и рвов, окружающих на вершине горы небольшое пространство земли с трех сторон, а с четвертой – западной – городище было защищено неприступным для нападения обрывом берега реки. При распашке находили в городище бусы, бронзовые вещи и некоторые другие предметы.
Кунгур служил центром кожевенной промышленности Пермской губернии. Более 1000 семей здесь заняты шитьем обуви, рукавиц, перчаток и кожанов. Другие важнейшие предметы торговли - сало и льняное семя, некоторые фирмы ведут дела с Китаем, получая оттуда значительные партии чая, в городе бывает три ярмарки. До проведения Уральской железной дороги город играл видную роль в торгово-промышленной жизни края, являясь одним из этапов для грузового движения по Сибирскому тракту. Доходы городского хозяйства достигают 65 тысяч рублей. С городской пристани на реке Сылве отправляется более 100 судов и 30 плотов, общим весом свыше 600 тысяч пудов на сумму до 200 тысяч рублей. Здесь строится в год около десятка коломенок, с подъемной способностью до 200 тысяч пудов и первоначальной стоимостью от 7 до 10 тысяч рублей. Между Кунгуром и Пермью по рекам Сылве, Чусовой и Каме существует пароходное сообщение. Рейс от Кунгура до Перми совершается в 15 часов, а обратно – в 25 часов. Из писцовых книг 1623 и 1624 гг. видно, что земля, на которой построен город Кунгур, издавна принадлежала иренским татарам, за которыми была утверждена в царствование Михаила Федоровича. Несколько позднее, в 1648 году, здесь начали селиться русские – выходцы из Чердыни и Соликамска, собственно монастырские люди и вотчинники, которые по реке Кунгур купили у татар пустопорожние земли. К ним потом присоединились мало-помалу вятчане, кайгородцы, выходцы из Сольвычегодска и Устюга Великого. Первые поселенцы еще в 1649 году поставили на свой счет на правом берегу Ирени, выше впадения в нее реки Кунгур острог или крепость, назвав ее по имени Кунгуром. Башкиры, татары и другие инородцы, возмутившись пришествием русских, в 1662 году разорили все русские поселения и сам острог. И только в 1664 году по указу царя Алексея Михайловича была построена новая крепость. В 1673 году она была перенесена на новое место – на самую возвышенную точку берега. По переписи 1897 года в Кунгуре значилось 14 324 жителя, 11 каменных церквей и женский Иоанно-Предтеченский монастырь».
«Россия. Полное географическое описание нашего отечества» под общим руководством и редакций П.П. Семенова-Тянь-Шанского. Том 5, Урал и Приуралье
историческую справку подготовила
Дополнительно: |
|||
|
||
| О нас | Связаться с нами | Добавить сайт/фирму | Copyright © 2006-2009 «Лаборатория Путешествий» |