|
Кирилло-Белозерский монастырь: форпост царя и веры
В свои лучшие времена Кирилло-Белозерский Успенский монастырь, основанный в честь Успения Пресвятой Богородицы в 1397 году, был богат и влиятелен. Вот вам историческая справка. Только в Белозерском уезде в 1601 году ему принадлежали 16 крупных и мелких сел, более 600 деревень, 320 пустошей. По ревизии 1744 года у Кирилло-Белозерского монастыря (с приписными, подчиненными ему монастырями) числилось более 21,5 тысячи крестьян. В эти времена он вел обширную торговлю, особенно активно - солью и рыбой, хотя сам проповедовал нестяжательство. Было такое религиозно-политическое течение в Москве, одним из центров которого и слыл Кирилло-Белозерский монастырь. Надо знать, что в те стародавние времена ставились монастыри в глухих местечках не столько для удаления богомольцев от мирской суеты, сколько для своеобразной идеологической работы: распространения единой веры, подчинения единому монарху российскому, воспитанию смирения и послушания. Да еще и для защиты рубежей отечества от разного рода супостатов. Так что мощнейшие стены Кирилло-Белозерского монастыря не для укрытия от соблазнов монахами возводились. Известный исторический факт: в 1612- 1613 годах монастырь сумел отбить несколько нападений войск польских и литовских феодалов. Вообще этот монастырь был очень влиятельным. Достаточно заметить, что Иван Грозный посещал его трижды, имел в нем свою келью и даже грозился принять монашеский постриг именно здесь. Он вносил на развитие монастыря огромные деньги – и не он один.
Да и от мирских бурь устраниться монастырю не удавалось. Монастырь служил местом заточения высокородных смутьянов и опасных для власти людей из знатных семей. Сюда немилостью царской были сосланы патриарх Никон, бояре Шуйский и Воротынский, Вассиан Патрикеев Косой, Симеон Бекбулатович…
Однако, вернемся к самым истокам. Основан монастырь был преподобным Кириллом Белозерским, он слыл учеником и последователем Сергия Радонежского. Как свидетельствуют источники православной церкви, Кирилл был архимандритом московского Симонова монастыря, автором трех посланий к сыновьям Дмитрия Донского – Василию, Андрею, Юрию, что позволяет его уже причислить к сонму литераторов. В монастыре хранились четыре книги, принадлежащие перу преподобного Кирилла.
Начинал Кирилл, как водится у отцов основателей, в одиночку: сначала выкопал пещеру, затем срубил деревянный храм Успения (отсюда и название монастыря – Кирилло-Белозерский Успенский) и несколько келий, в которых очень скоро поселились братия из ближних сел. Кирилл упокоился в 1497 году, его мощи и поныне хранятся в храме, возведенном в честь основателя.
А храм Успения и поныне остается самым значимым и святым. Правда, уже не тот, деревянный. На его месте в 1797 году практически за одно лето был построен каменный храм. Возводили его русские зодчие под руководством Прохора Ростовского. Это четырехстолпный, крестово-купольный одноглавый храм с тремя апсидами. Расписала его артель костромских иконописцев под руководством мастера Л.Агеева. Старый, пятнадцатого века иконостас был дополнен новыми иконами. Теперь он состоит из пяти ярусов: местного, деисусного, праздничного, пророческого и праотеческого. Паломниками особо почитаются иконы «Вход господень в Иерусалим», «Крещение» и икона Богоматери «Знамение». И сегодня возле них всегда стоят верующие.
Все, что мы увидели, практически весь день проведя на территории монастыря, было построено в шестнадцатом веке. Именно тогда под руководством Л.Ширшова воздвигнуты храмы архангела Гавриила, святого Иоанна Предтечи, святого Владимира, надвратный храм преподобного Иоанна Лествичника и Преображения, трапезный храм преподобного Сергия Радонежского. Позже по указу царя Алексея Михайловича были построены трехэтажные каменные стены, окружавшие сразу два монастыря Успенский и Иоановский. Так они слились в один огромный комплекс. Потом под руководством К.Серкова выросли новые, еще более мощные стены, длиною 732 метра и высотой около десяти. Трудно представить орудие способное их пробить, ведь толщина этих укреплений семь метров!
Я долго крутилась вокруг самой мощной и красивой башни на выступающем в озеро мысу, стараясь поэффектнее ее снять. И очень была удивлена сугубо прозаическим ее именем: Свиточная. Оказывается, в ней хранились и стирались свитки, одежда монахов.
Богато декорирована Шатровая башня, очень нарядная Вологодская, хороши 16-гранная Кузнечная, Белозерская, Московская, Казанская.
Так мы к своему удивлению выяснили, что на Свирском озере за одной стеной стоят два монастыря: Большой Успенский с девятью храмами и Горний или Малый Иоанновский с двумя храмами. И каждый храм чем-то особо примечателен и дорог верующим своими реликвиями, чудотворными иконами.
Особо надо отметить значение монастыря как хранилища культурно-исторических ценностей: старинных икон, церковной утвари исторических документов. Здесь находились старейшие списки «Задонщины», «Хождения Игумена Даниила», «История иудейской войны» Флавия, «Александрия». Правда, сейчас там их уже нет, в советское время они перекочевали в Санкт-Петербург, в библиотеку Салтыкова-Щедрина. Монастырь в 1924 году был закрыт и сразу же объявлен историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником. С 1950 года и практически до перестройки здесь велись большие реставрационные работы и поэтому он сегодня в очень хорошем состоянии. Кстати, историки говорят, что период запустения монастырь пережил еще в 18-19 веках, когда его значение, как охранителя земель несколько снизилось. Перестали поступать большие взносы от верующих, и Кирилло-Белозерский стал приходить в упадок. Лишь в начале 20-века его немного подновили. Да помешала революционная буря.
Когда мы ходили по территории монастыря, меня потрясли его размеры: более 10 гектаров! Мощные башни, величественные неприступные стены мы обошли по периметру, не уставая восхищаться их суровой красотой. Пахло скошенным сеном, дул свежий ветер с озера, полоскались ветки плакучей березки. Вот чья-то усыпальница с проржавевшей решеткой, в самом центре неожиданно возникла маленькая деревянная церквушка, явно нездешняя. Оказывается, ее в этот заповедник завезли для сохранности из села Бородавы, это храм Ризоположения, срубленный в 1485 году. Монастырь и эту маленькую деревенскую церквушку приютил у себя, что современному человеку не кажется столь уж диким. Главное – уцелела! Заповедное место, уникальное по охвату огромного исторического периода, а главное – тихое, несуетное. Можно и помолиться, и задуматься о судьбе России.
Для русского человека это место свято, его обязательно надо посетить.
Также, искать:
|
|
|