|
||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||
В Осло идут к ВигеланнуОт своей приятельницы, живущей вот уже четверть века в Канаде, я неожиданно получила очень интересное письмо. Неожиданно – потому что ждала ее саму в гости, а вместо этого по электронной почте прилетела кипа фотографий и вот эти откровения. «Здравствуй, дорогая моя! Так уж получилось, что вместо Москвы я отправилась путешествовать по Северной Европе. И в Норвегии посетила совершенно замечательное место. Посмотри сначала мои картинки, а после продолжай чтение. Хорошо? Норвегия, Осло Ну и как тебе эти творения? Согласись, не Микеланджело Буонароти, и не Огюст Роден, нет в нем некоей возвышающей человека романтической силы, но, тем не менее, очень впечатляет. Я про этого скульптора знаю очень немногое, как, впрочем, и вообще широкая публика. Говорят, он в последние годы своей жизни симпатизировал нацистам, и по этой причине как-то не принято им восхищаться. Данные не проверяла, поверила экскурсоводу на слово. И потом, когда увидела нагромождение человеческих обнаженных тел, как-то зябко стало, холодок прошел по спине. Ассоциации вызывает. Жуткие места напоминают эти сваленные, сплетенные в немыслимые композиции тела. Хотя есть и парочки, вызывающие улыбку: папа с ребенком, влюбленные, подростки, мыслители, замершие спина к спине. Однако, давай по порядку. Итак, это столица Норвегии, город Осло, знаменитый Фрогнер-парк, парк скульптуры Густава Вигеланна. Родился он в 1869 году, умер в 1943-м. По существу это сад при усадьбе автора скульптур, кроме его работ здесь нет ничего. То есть, не то чтобы ничего, как во всяком саду есть деревья и цветы, роскошный розарий, есть река и мост, есть фонтаны – тоже сотворенная скульптором многофигурная композиция, есть помпезная лестница, ведущая к величественному и несколько двусмысленному Монументу. Эта грандиозная, составленная из множества человеческих тел многофигурная композиция, в которой отражена вся жизнь человеческая, насчитывает 150 фигур, ее высота – 18 метров. Можешь быть уверена, что это - самый большой авторский скульптурный комплекс во всей истории искусства. Во всяком случае, мне ничего подобного не встречалось ни в монографиях, ни в справочниках по искусству. Над главным своим произведением (огромным!) Густав работал с 1905 года до самой смерти. Для парка, распланированного им самим по типу регулярных, французских парков, было создано из гранита и бронзы более тысячи фигур, скомпонованных в виде многочисленных групп вокруг центрального гранитного Монолита Все скульптуры выполнены в одной технике, одной манере, одном материале. Это - неполированный гранит, сугубо реалистичная (не сказать бы – грубо натуралистичная) манера, подсмотренные в жизни и не утрированные художником позы. Знаешь, как в советское время в наших парках «девушка с веслом» или «шахтер с отбойным молотком» – только обнаженные. Замысел у него такой: показать жизнь, как она есть, и человека во всей его обнаженной сути. Там у одной скульптуры возле матери (так и хочется сказать – самки) детки сгрудились и припали к груди, к животу… Максимально натуралистично, приземлено, без всякого оттенка чувства или мысли. Одни работы такого рода почему-то вызывают отвращение, другие – вроде двух старух с вислыми грудями и животами, сострадание или жалость. Странное дело, когда бы я увидела одну - две такие скульптуры где-нибудь на выставке, среди прочих монументов, я осталась бы к ним вполне равнодушна, спокойна. А когда меня поселили в толпу этих каменных баб, мужиков, стариков, младенцев, количество этих изваяний и монотонная их однотипность, как повторяющееся заклинание, перешло в некое качество впечатления. Я почувствовала себя каменной бабой с тупым и грустным лицом. Я подумала, что Бога нет, нет никакого Олимпа с его высокородными небесными жителями и нет Поэзии. Есть вот эта голая каменная истина, которую мне вбивает в голову своим молотком или зубилом – или чем он там их высекал – Густав Вигеланн. И еще я подумала, что это была хорошая идея: поселить их всех вместе, не рассыпая по всему городу Осло. (Скажи, а правда было бы круто, вот так же отвести где-нибудь заповедный остров для вашего Церетели? И уточек с Манежной – туда, и Петра - Колумба, и все прочее!) Но я сразу предупреждаю, это – мое личное впечатление, оно, как ты знаешь, всегда субъективно. Да и может ли быть иначе? Здесь всегда очень много посетителей, все наперегонки фотографируются, ищут смешные ракурсы и позы. Я видела и восторг на лицах, но больше – изумление, ошарашенность, задумчивость. Ну-ну, пусть подумают. В Швеции я видела еще один парк скульптуры, но об этом в другом письме. Просто в одной «упаковке» не хочу путать два разных художника: если этот свои изваяния приземлил, то другой – поставил на ходули. Все, до связи, и не сердись, что я чуть-чуть отодвинула визит в Москву, осенью непременно увидимся». Мне осталось к этому добавить совсем немногое. Явление, с которым удалось познакомиться моей подружке, в самом деле, в художественной практике уникальное. Адольф Густав Вигеланн, (Gustav Vigeland) (1869–1943 годы), - норвежский скульптор, лидер символизма и модерна в национальной скульптуре. Он родился в Мандале на юге страны 11 апреля 1869 года в крестьянской семье. Подростком учился резьбе по дереву, затем занимался в художественных мастерских Осло (1889) и Копенгагена (1891). В конце девятнадцатого века жил сначала в Париже, чуть позже – в разных городах Италии. Кстати, Огюст Роден был его кумиром, большое влияние на Вигеланна этого гениального скульптора особенно ощущается е в ранних его вещах (многофигурный рельеф Ад, бронза, 1893–1897 годы, Национальная галерея, Осло).
В молодые годы Густав активно работал художником-археологом, реставрировал скульптурное убранство собора в Тронхейме (12–14 вв.). Для этого старого собора Вигеланн исполнил и несколько новых статуй. Прославился скульптор и остро характерными, очень выразительными портретами норвежских знаменитостей (К. Гамсун, 1900 год; Г. Ибсен, 1903 год; обе работы – из мрамора), а также памятников писательнице К. Коллетт, композитору Р. Нурдроку, математику Абелю - все они в Осло. Хорош и памятник писателю Б. Бьёрнсону в Бергене. Но вошел в историю этот скульптор, прежде всего, главным своим произведением, над которым трудился чуть ли не полвека. Это, вероятно, самый большой авторский скульптурный комплекс во всей истории искусства. Для парка Вигеланн создал из гранита и бронзы более 1000 фигур, скомпонованных в виде многочисленных групп вокруг центрального 18-метрового гранитного Монолита, а также высеченных в самом Монолите. Классическая тема модерна – замкнутый круг жизни и смерти – нашел в этом творении беспрецедентно масштабное, в целом патетически-скорбное воплощение, насыщенное множеством экспрессивных деталей и пластических мизансцен. Искусствоведы отмечают, что в этом ансамбле наиболее ярко выразился противоречивый художественный метод Вигеланна: наряду с реалистическими образами имеется много произведений, отмеченных грубым натурализмом и эротикой. Рядом с парком - музей, бывшая мастерская знаменитого норвежского скульптора. Согласитесь, что парк, что музей стоят того, чтобы в них побывать. Да и Норвегия, несомненно, очень интересная страна, в последнее время количество россиян, посещающих Царство Фьордов, удваивается год от года. Любопытно, что в 2005 году Норвегия отметила всего лишь 100-летие независимости, сегодня это – конституционная монархия, формально власть принадлежит королю Харальду Пятому. Но есть там и президент, и парламент. Не насладившись еще в полной мере своей независимостью, Норвегия не спешит вступать в Евросоюз. И принять решение о безвизовом режиме с Россией эта страна вполне может самостоятельно, что она и собирается сделать. В Осло кроме парка и музея Вигеланна есть еще, по крайней мере, полсотни очень стоящих музеев: музей Кон-Тики, полярного корабля «Фрам», музей кораблей викингов, лыжный музей, драматурга Генриха Ибсена, живописца Эдварда Мунка, Нобелевский центр Мира и прочие, прочие… Не будем все перечислять, иначе у вас просто не хватит времени погулять по городу, вкусить подкопченного лосося с салатом из авокадо и яблок под лимонным соусом. Подружка моя уверяет, что от этого получаешь удовольствие ничуть не меньше, чем от пищи духовной. Норвегия, информация Валюта - норвежская крона (1 доллар примерно 6-7 крон). Из России в Норвегию полететь можно рейсами Аэрофлота, время в пути – 2 часа 30 минут. Самые интересные города кроме Осло: Олесунд, Берген, Тронхейм, Опдал, Лиллехаммер, Квитфьелль. Совет по туризму при посольстве Норвегии ра сположен в Москве на ул.Поварской, 7. А в Санкт-Петербурге совет по туризму при Ген.консульстве Норвегии - в Калужском пер., 3. Визу вам оформят примерно за 2 недели, но будем надеяться, что скоро с северным соседом у нас будут более тесные отношения, во всяком случае, это выгодно самой Норвегии. Климат не такой уж холодный, страну обогревает теплое течение Гольфстрим. В стране прекрасные условия для экологического отдыха, рыбалки, горнолыжного спорта, экстремального туризма. Побываете – расскажете нам!
ЛЮДМИЛА ПЕРЦЕВАЯ Фото Алины ПЕКАРСКОЙ
|
|
|||
|
||
| О нас | Связаться с нами | Добавить сайт/фирму | Copyright © 2006-2007 «Лаборатория Путешествий» |