|
||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||
Третьяковка ждет гостейГосударственная Третьяковская галерея Если в Санкт-Петербурге все туристы стремятся в Эрмитаж, то в Москве самым крупным собранием живописных полотен обладает конечно же Третьяковская галерея. Там блестящее собрание русских художников, начиная от иконописных работ и кончая авангардной живописью. Я больше всего люблю в Третьяковке Брюллова, Боровиковского, Малявина, Верещагина и Серова… Нет, невозможно перечислить или хотя бы коротко передать свое впечатление от общения с гениальными полотнами. Почувствуйте сами, что хотел вам сказать Александр Иванов «Явлением Христа народу», ведь он писал это полотно всю жизнь. Известно всем, что своим рождением Третьяковка обязана коммерческому капиталу, а точнее – общественному подвигу представителя известной купеческой фамилии Павла Михайловича Третьякова, «русского Медичи», как назвал его Станиславский. Человек обширных познаний, беспримерно честный и пунктуальный в бизнесе, Павел Михайлович, получивший от отца в наследство 108 тысяч рублей, скоро преумножил состояние. И в своем первом завещании в 1860 году он определил «благоприобретенный» им капитал в 150 тысяч рублей на «устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи… для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие». Начав собирательство в 1856 году, Павел Михайлович настойчиво, в течение 42 лет, осуществлял высокую миссию – «собрать русскую школу, как она есть в последовательном своем ходе». Как позже писал Репин, «Он довел свое дело до грандиозных беспримерных размеров и один вынес на плечах вопрос существования целой школы русской живописи. Колоссальный, беспримерный подвиг». К моменту передачи коллекции Москве в собрании Третьякова насчитывалось около 2 тысяч первоклассных полотен живописи, графических и скульптурных произведений. До конца жизни он оставался неутомимым попечителем галереи. Во внимание к заслугам П.М. Третьякова, его великому дару Москве, городская дума в 1897 году присвоила Павлу Михайловичу звание Почетного гражданина Москвы. В 1917 году в Третьяковке было свыше 4 тысяч произведений изобразительного искусства. В 1918 году Третьяковка была национализирована, к ней были присоединены собрание иконописи и живописи И.С. Остроухова, художника и мецената, собрание картин русских художников Румянцевского музея, несколько частных коллекций. Постепенно формировался и раздел советского периода во всем его разнообразии. К 1975 году здесь насчитывалось свыше 55 тысяч произведений. Собрание уже не умещалось в старом своем жилище. Часть экспозиции была перенесена в Дом художника на Крымском валу, там представлена живопись ХХ и начала ХХ1 веков. Третьяковка во все времена пользовалась любовью народа, но если в 1881 году ее посетили 8 тысяч человек, то, к примеру, в 1975 году – 1,6 миллиона посетителей. Состояние ее было ужасающим, и требовалась реконструкция. По этой причине Третьяковка была закрыта около десяти лет, целое поколение школьников выросло без этого собрания национальной живописи. Открылась она вновь уже в наши дни. Попечительство государства было явно недостаточным, галерея бедствовала, не имея достаточных средств не только для развития и пополнения собрания, но и на ежедневные нужды. Почитатели ее не забыли громкого скандала, когда у национального музея не было средств расплатиться за отопление, его едва не затопили при очередной аварии теплосетей… На помощь пришли доброхоты из возрождающегося российского капитала. Именно благодаря им стали возможны новые приобретения великолепных полотен русской живописи, обнаружившиеся в зарубежных собраниях. Хотя и государство не забывает о своем долге: Третьяковка получила завещанное ей В.Г. Провоторовым полотно А.Г. Венецианова «Сенокос» лишь после того, как правительство России оплатило налог за наследство Великобритании. Но ведь у музея в его непрерывном развитии и растущей популярности огромные потребности в средствах и сравнительно невеликие возможности их зарабатывать. (Что взять со школьников и пенсионеров, главных посетителей музея!) Тут без меценатов не обойтись. И они нашлись. Благодаря им музей получил средства на приобретение и установку четырех мультимедийных справочно-информационных киосков, а также на разработку соответствующего программного обеспечения. Менеджер Третьяковки Надежда Титова, с которой я побеседовала, сказала: - Мы крупный музей, с мировым именем, Третьяковку посещают любители живописи со всего света, следовательно, и в организации экскурсий, лекций, экспозиций мы должны придерживаться соответствующего уровня. Таких справочно-информационных киосков у нас до сих пор не было, а, к примеру, в Эрмитаже они давно и плодотворно работают. Нужны Третьяковке средства и на организацию передвижных выставок из провинциальных музеев, которые содержат множество первоклассных полотен именитых живописцев. По проекту «Золотая карта России» в Третьяковку выезжали и выставляли свои сокровища уже десятки художественных музеев нашей страны. А ведь для такого выезда нужны средства на транспортировку, страховку, обеспечение безопасности и соответствующих условий содержания. Да проблем много, но посетителям знать их совсем необязательно. Находившись вволю по залам, отдохнув в уютном кафе, они толпятся у киосках: каждому хочется на память о посещении сокровищницу русского изобразительного искусства унести домой репродукции полюбившихся картин. А я сюда приду еще не раз, ни одной выставки практически не пропускаю. Третьякова – это лучшее, что есть у Москвы. И есть еще одно обстоятельство, по которому я люблю посещать Третьяковку. Галерея расположена в старом Замоскворечье, любимейшем моем районе Москвы. Зимой и летом я люблю бродить тихими переулками старой Москвы, заглядывая в церквушки и тихие дворы. Эта негромкая столица напоминает мне полотна Поленова и Саврасова. Хотя вам она может быть явит свой особый лик.
Фото автора
Также, искать в интернет:
|
|
||
|
||
| О нас | Связаться с нами | Добавить сайт/фирму | Copyright © 2006-2009 «Лаборатория Путешествий» |