|
||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||
Майские каникулы в МосквеЛитературные памятники Станция метро – Маяковская, обновленная, красивая, модернизированная. А на площади – все тот же трибун, оратор, декламатор. Хотя наверняка грустно ему, бедолаге смотреть на сборище лимоновцев, которые почему-то облюбовали для своих митингов именно площадь Маяковского. Показываю Ольге вход в Концертный зал им. Чайковского, (мы сюда пойдем завтра, на концерт Виртуозов Москвы) театры Сатиры, Моссовета, неспешно обходим садик Аквариум и опять выходим на Садовую. Только бы не прозевать переулочек, которым нам надо свернуть к Патриаршему пруду, я сама не часто здесь хожу. Ага! Вот сначала двор с «нехорошей» квартирой, литературный памятник Михаилу Булгакову. Обязательно зайдем. Патриарший всегда, даже в плохую погоду, вызывает у меня какое-то светлое чувство. В отличие от фанатов Булгакова меня нисколько не раздражает и старик Крылов, который уселся здесь в 1976 году и расселил своих мартышек по берегу пруда. Почитайте про этого совершенно удивительного литератора – еще тот был оппозиционер своего времени. И писать не давали, и журнал закрывали, пока не перешел Иван Андреевич на эзопов язык. Зато и как преуспел в этом жанре! Что и говорить, удобное для писательства время выбрать практически невозможно, то не печатают, то не читают. Так что пиши тогда и там, где и когда родился. Переулком Адама Мицкевича выходим на Спиридоновку, довольно тихую улицу, уставленную презентабельными особняками: все сплошь посольства да представительства. Читаем вывески, любуемся вычурной архитектурой, наслаждаемся весенним солнышком. А вот, наконец, и знаменитый особняк в стиле модерн архитектора Шехтеля, выстроенный по заказу П.П. Рябушинского. Но прежде чем зайти во двор музея Максима Горького, расположенного в этом особняке, изумленно взираем на новый памятник. А это еще кто? Вроде как бы Блок, но какой скучный, обтекаемый, невыразительный. Обидели поэта москвичи, а может быть ему, питерцу, здесь просто не по рангу, не по душе? Явно неудачная работа. Рядом с музеем Горького еще один особняк – дом «красного графа» Алексея Толстого. Он сильно обветшал, двор пустынен и невзирая на мою любовь к его творчеству, заходить в дом не хочется. Мы идем в гости к Горькому, еще и потому, что я хочу показать Оле особняк изнутри. Вычурная лестница, лепные потолки, прихотливо вырезанные окна…. Если бы все это вычистить, заново отделать, да соответствующую декору мебель заказать, занавеси повесить. А сейчас угнетающе казенная мебель, шкафы с книгами, тяжелый запах многолетней пыли. Мы довольно быстро выметаемся на улицу. Прямо напротив, Спиридоновка, дом 3/5 – дивные палаты семнадцатого века, маленькие оконца, беленые толстые стены, поленница дров… Постояли у решетки, как зачарованные и двинулись дальше, к церкви Старого Вознесения, в которой венчались Александр Пушкин и Натали 18 февраля 1831 года. Прямо перед храмом – под смешной ротондочкой, памятник новобрачным. Занятно. А на Арбате – дом № 53, где Пушкин отпраздновал свадьбу и начинал семейную жизнь. Как-то очень нецелеустремленно мы петляем узкими арбатскими переулками и неожиданно выходим к памятнику Николаю Васильевичу Гоголю работы Андреева. Мать честная, а ведь могли и мимо пройти, с таким экскурсоводом, как я. Тут на меня нападает вдохновение, и я разливаюсь соловьем. Это ведь уникальная работа! Да и мы тут совершенно неожиданно оказались ровно в тот памятный апрельский день, когда состоялось открытие памятника. Оно было приурочено к 100-летию со дня рождения писателя, состоялось 26 апреля 1909 года. И до и после помпезного открытия споров об этой самой талантливой работе Андреева было множество. Слишком он необычен. Еще сто лет назад Сергей Яблоновский писал: «Не захотят многие этого памятника с больным Гоголем, не захотят пугливо кутающейся фигуры, дрожащего от холода, прячущегося от людей, с птичьим профилем, с бессильно поникшей головой. Может быть, они правы. Может быть, необходим другой памятник Гоголю — памятник могучему творческому гению, но нужен и этот... Страшный, кошмарный символ». Говорят, особенно этот Гоголь не нравился Сталину (наверняка врут) и еще в 1936 году было принято решение правительства «О сооружении нового памятника Н. В. Гоголю в Москве». Долго ли коротко, но в 1952 году, теперь уже к столетию со дня смерти писателя, на месте старого памятника поставили новый «правительственный вариант» скульптора Н. В. Томского, с помпезной надписью на постаменте: «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза 2 марта 1952 года». Этим памятником были недовольны все, включая и самого скульптора, тоже Николая Васильевича. Куда дели старого Гоголя? В 1951 году андреевский Гоголь был перенесен с Арбатской площади в Донской монастырь, в Музей мемориальной скульптуры, где несколько лет числился как музейный экспонат. Однако и там он простоял недолго. В 1959 году, уже к 150-летию со дня рождения Гоголя, по ходатайству Министерства культуры СССР, памятник был установлен во дворе бывшего дома А. С. Талызина (Никитский бульвар, 7а). И не случайно. В двухэтажный московский особняк начала XIX века Гоголь переехал зимой 1848 года, где снимал квартиру его знакомый, граф Александр Толстой. Гоголь жил в двух небольших комнатах первого этажа. Именно здесь, в ночь с 11 на 12 февраля, смертельно больной писатель сжег почти полностью подготовленную к печати рукопись второго тома «Мертвых душ». Здесь же 21 февраля 1852 года он скончался. Вы думаете на этом «похождения» каменного Гоголя завершились? Не уверена. Москвичи жарко дискутируют по этому поводу и считают, что андреевского Гоголя следует вернуть на то место, где он был установлен первоначально, в 1909 году. Беспокойная судьба! Вообще-то в Москве около 1200 памятников и садово-парковых скульптур, наверное, половина из них – поэтам и писателям. Но раз уж добрались до Арбата, обязательно подойдем к Окуджаве. Решение увековечить память Булата Шалвовича было принято сразу после смерти поэта, в 1997 году. А 8 мая 2002 года состоялось его открытие. Памятник Окуджаве - работа скульптора Георгия Франгуляна. Скорее это - скульптурная композиция. На площадке из булыжника стоят две арки с цитатами из его произведения, скульптура самого Окуджавы, выходящего из арки, стол и две скамейки. С этим поэтом можно запанибрата сфотографироваться в обнимку! Кадр, еще один – все, идем домой, отдыхать! Обещаю накрыть стол и показать новые биографии Алексея Толстого и Александра Солженицина, Оля их еще не видела.
Фото автора
Также, искать в интернет:
|
|
||
|
||
| О нас | Связаться с нами | Добавить сайт/фирму | Copyright © 2006-2009 «Лаборатория Путешествий» |