|
||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||
Сучжоу: райские кущи на землеЭкскурсии по Китаю Из Шанхая мы выехали на автобусе в девять утра и через два часа прибыли в город Сучжоу. По пути экскурсовод обратила наше внимания на канал, по глади которого неспешно плыли какие-то лодки и баржи. Берега, укрепленные камнем, были обсажены ровными рядами деревьев, словом, ничего из ряда вон выходящего. Оказалось, перед нами еще одно феноменальное строение Поднебесной, равного которому до сих пор нет в мире: Великий Китайский канал. Его начали строить еще в седьмом веке, в эпоху империи Тан, дабы связать удаленные районы страны с ее тогдашней столицей Лояном. После переноса столицы в Пекин встала новая задача: связать его водным путем с южным городом Ханчжоу. (Да и Сучжоу благодаря этому каналу из тихого захолустного городка быстро превратился в промышленный центр). Так что строительство канала (как ранее и Великой Китайской стены) шло долго, год от года он разрастался, вырос до 1800 километров протяженностью, на нем была возведена уникальная система шлюзов. Обслуживали канал и его шлюзы около 80 тысяч человек, а строили почти пять миллионов! Так Китай после соединения этим великим каналом рек Янцзы и Хуанхэ получил высокоэкономичный судоходный путь, который не потерял своего значения и поныне. А, кроме того, была расширена площадь орошаемых земель. Понятно, что полегло там безвестных строителей сотни тысяч. Все китайцы терпели, но когда увидели, как по каналу разъезжает император с актерами, как искрятся фейерверками роскошные празднества, народ не выдержал. В 618 году народное восстание смело правителя! Хороший урок всякому олигарху… Город Сучжоу стоит на каналах, они его опоясывают, пронизывают насквозь. Мосты, мостики, мосточки, и огромное количество изысканных парков. В один из них – Сад скромного чиновника мы сразу из автобуса и отправились. О нем, конечно, надо рассказывать отдельно, столько там садово-парковых изысков, тенистой красоты и причудливой фантазии. Невольно вспоминаются пейзажи знаменитого художника Танской эпохи Ван Вэя, написанные черной тушью, мягкие и лиричные, наполненные легчайшей дымкой. Кстати, о нем рассказывают, что он был не только живописцем и музыкантом, но и блистательным придворным сановником. Однако позже удалился на лоно природы, тоже создал здесь, в Сучжоу, удивительный сад, писал там в одиночестве стихи. В те времена в Сучжоу это была прямо какая-то мания: все сколько-нибудь состоятельные люди стремились создать собственное садово-парковое «полотно» и превзойти при этом соседей-дворян. Картины парка были полны глубокого философского смысла: гибкий бамбук был символом мудрого ученого, способного противостоять житейским невзгодам, прекрасный лотос был символом чистоты, а вечнозеленая сосна – долголетия… После прогулки по саду нас повели на шелкоткацкую фабрику, которой, говорят, уже тысяча лет. Оказывается, город Сучжоу – древний центр шелкоткачества. С большим любопытством мы познакомились с тем, как тонкая нить тутового шелкопряда разматывается, как рождается нежнейшая ткань, основа китайского экспорта с древних времен. Великий шелковый путь – это третье самое знаменитое после Стены и Канала творение китайцев. Мы решили не ломать традиций и тут же прикупили себе кто постельное белье из шелка, кто галстук, кто халат. Если из Китая не привезти шелк, то как докажешь, что был в Сучжоу?! История Сучжоу начинается с образования государства У, существовавшего в эпоху Весны и Осени, примерно 2500 лет тому назад. Вообще китайцы свято чтят свои традиции. У них и поныне главные праздники: 1 января – Весны, 1 октября – Луны. Как у всех народов, главная радость на любой праздник – семейный стол. На праздник Весны китайцы-северяне едят пельмени, южане – рисовые шарики с разнообразной начинкой. А на праздник Луны делают пирожки и опять же всей семьей радостно их поедают. Кстати, в южном Сучжоу нас очень славно угостили – и пельменями в том числе! Но почему так странно названа эпоха: Весны и Осени? Оказывается, все очень просто, именно в эти сезоны могучие китайские реки разливались и доставляли древним китайцам немало хлопот. Чтобы укротить их нрав, и была построена система каналов, пересекающая Сучжоу с севера на юг и с востока на запад, похожая на шахматную доску. За триста лет эпохи Цин, длящейся с 1644-го и аж по 1911 годы, в городе настроили почти тысячу мостов! Сначала мосты строились из дерева, а позже стали использовать камень, который доставляли по Великому каналу из карьеров Укана. Самый известный мост на юго-востоке Сучжоу связан с красивой легендой: он построен еще в XI веке на деньги от продажи нефритового пояса — дара правителя Сучжоу того времени Ан Чжун-шу. Мост Драгоценного пояса в минскую эпоху был перестроен и теперь его длина 317 метров, он состоит из 53 арок. Вообще городок очень симпатичный, несмотря на то, что архитектура самая незамысловатая. Старые белые домики с черными черепичными крышами из обожженной глины - основной вид застройки Сучжоу. Но экзотические пагоды, каналы, сады, склонившиеся над водой деревья, придают ему неповторимое очарование. Вот, к примеру, парные пагоды, расположены в восточной части города. Они были построены в 982 году. Прежде они стояли по обе стороны входа в монастырь Баньжуо, построенного в 861 году и через тысячу лет разрушенного. После восстановительных работ уже в XX веке пагоды были вновь открыты для посетителей. А вот от храма остался лишь фундамент. Пользуется популярностью туристов и Сучжоуский базар, прилегающий к улице Гуаньцяньцзе. На самом деле это скопление ресторанов, магазинов, уличных торговцев, закусочных и кондитерских. Днем здесь не ездят ни автобусы, ни велосипеды. Сердцем базара является даосисткий храм Тайны, основанный в III в. н. э. Как нам сказали, в городе живет около 300 тысяч человек, но с каждым годом население увеличивается и это тоже связано с экономическим ростом страны. Сучжоу превратился в крупный центр бумажной, химической, горно-перерабатывающей промышленности, выросли новые районы, где живут рабочие. Строятся здесь и высотные здания, но не такие роскошные, как в Шанхае, откуда мы приехали и куда уже пора возвращаться. Жалею только об одном, что нельзя здесь остаться хотя бы на неделю. Побродить с фотоаппаратом, составить для себя монографию изысканного паркового искусства (сады и парки Китая). Ведь нигде больше нет такого количества садов, занесенных ЮНЕСКО в мировую сокровищницу культуры.
Фото автора
Также, искать в интернет: |
|
||||
|
||
| О нас | Связаться с нами | Добавить сайт/фирму | Copyright © 2006-2009 «Лаборатория Путешествий» |